У Первой грузовой компании, одного из крупнейших операторов ж/д перевозок, сменился владелец.

image

У Первой грузовой компании сменился владелец Кто купил одного из крупнейших операторов железнодорожных перевозок

Информация о продаже Первой грузовой компании (ПГК) стала общедоступной после того, как генеральный директор компании Сергей Каратаев обратился к сотрудникам в своем сообщении, которое несколько телеграм-каналов опубликовали в четверг, 2 ноября. Согласно этому сообщению, сделка была заключена 1 ноября, и покупателем стала компания "АО «Аврора Инвест», один из крупнейших операторов железнодорожных перевозок в России. Генеральный директор также утверждает, что новый владелец останется верным стратегии, которую компания преследовала в течение последних пяти лет, с акцентом на расширение бизнеса в сфере полувагонов, крытых вагонов и фитинговых платформ. Он также анонсировал, что в ближайшие недели планируется встречи нового акционера с руководящим составом компании с целью определения задач на 2024 год и обсуждения стратегии на перспективу до 2030 года.

Информацию о продаже ПГК также подтвердили источники из агентств "Интерфакс" и Reuters. Пресс-служба ПГК отказалась от комментариев.

 

О готовящейся сделке стало известно в начале октября. Как тогда уточнял «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, «планируемая сделка носит денежный характер» с оценкой бизнеса до 220 млрд руб.

ПРЕДМЕТ СДЕЛКИ

Первая грузовая компания была учреждена в 2007 году в ходе железнодорожной реформы. В 2011 году Независимая транспортная компания, принадлежавшая миллиардеру Владимиру Лисину (который на данный момент занимает третье место в рейтинге российского Forbes со состоянием в $22,1 миллиарда), приобрела 75% минус две акции ПГК у РЖД за сумму 125,5 миллиарда рублей. Год спустя, в 2012 году, холдинг дополнил свой пакет акций, приобретая оставшиеся 25% за 50 миллиардов рублей.

К концу 2022 года 100% акций ПГК принадлежали компании Fletcher Group Holdings, бенефициаром которой, по данным на конец 2021 года, был Владимир Лисин. В июле Bloomberg сообщил о том, что бизнесмен перевел свои активы в компании, зарегистрированные в Абу-Даби, и доли бизнесмена в Новолипецком металлургическом комбинате и ПГК были переданы компаниям Serenity II Holdings и Nebula II Holdings. Информация о текущем составе учредителей ПГК не разглашается.

Парк вагонов ПГК, согласно их собственной информации, насчитывает более 100 тысяч единиц, включая различные типы вагонов, такие как полувагоны и крытый подвижной состав. В сентябре прошлого года компания завершила процесс выхода из неприоритетных сегментов, продав 4 тысячи специализированных железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки цемента (хопперов-цементовозов), Первому промышленному оператору, как утверждали источники, цитируемые в материале РБК.

По итогам прошлого года, согласно Российским стандартам бухгалтерии (РСБУ), чистая прибыль ПГК увеличилась в 1,75 раза, достигнув отметки в 38,4 миллиарда рублей, а выручка составила 105,8 миллиарда рублей. Представитель компании отметил, что им удалось вернуться к уровню выручки, характерному для предпандемического периода. В июне агентство "Эксперт РА" подтвердило кредитный рейтинг ПГК на уровне ruAAA с прогнозом стабильности.

Представитель НЛМК отказался комментировать данную сделку.

Кто купил ПГК
 

Сергей Каратаев в своем обращении не раскрывает информацию о конечном бенефициаре сделки по покупке ПГК.

В то время как собеседники агентств "Интерфакс", Reuters и РБК утверждают, что конечными бенефициарами являются акционеры "СГ-Транса", который является крупнейшим оператором железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов.

АО "Аврора Инвест", о котором говорилось в обращении Каратаева, было зарегистрировано в декабре 2022 года в Москве по адресу улицы Академика Пилюгина, 22. Этот же адрес указывается как центральный офис "СГ-Транса". На момент августа, генеральным директором АО была Юлия Терсаакова, после чего ее заменила на этой должности Елена Чайковская. Юлия Терсаакова также руководит компанией "Вектор Рейл", которая владеет "СГ-Трансом".

До лета 2023 года, основными акционерами "СГ-Транса" были Алексей Тайчер и Сергей Смыслов, их доля составляла до 63% компании. Однако в августе стало известно, что они намереваются продать свою долю другим владельцам компании, включая братьев Тимура и Руслана Бабаевых, а также топ-менеджмент и инвестиционные фонды, как сообщал "Коммерсантъ". По словам источников издания, Алексей Тайчер планировал после сделки сосредоточиться на своем другом бизнесе, а именно компании "Трансфин-М", занимающейся лизингом подвижного состава, судов, автотранспорта и самолетов. Представитель Алексея Тайчера подтвердил, что он и Сергей Смыслов больше не являются акционерами "Вектор Рейл". Он также опроверг участие Алексея Тайчера в сделке по приобретению ПГК.

Сумма сделки с братьями Бабаевыми, согласно данным Reuters, составила около 200 миллиардов рублей, и часть средств была предоставлена ВТБ. Один из источников также сообщил, что бывший вице-президент РЖД Салман Бабаев станет исполнительным директором ПГК.